Персональный сайт Бакулиной Татьяны Александровны - Что делать, чтобы ребёнок Вас слышал

Что делать, чтобы ребёнок Вас слышал

 

     Помните, что выбор слов и тона голоса очень важен для привлечения внимания ребенка и его послушания.

 

     * Не стоит общаться с ребенком на расстоянии, даже если Вы обладаете громким голосом. Подойдите ближе.

     * Установите зрительный контакт с ребенком. Прежде чем давать указания, опуститесь на один уровень с малышом и поймайте его взгляд, чтобы привлечь внимание к себе. Вы можете помочь себе фразами: «Маша, посмотри на меня», «Дима, я хочу тебе кое-что сказать».

     * Обращайтесь к ребенку по имени. «Катя, я хочу тебя попросить…», «Таня, послушай меня, пожалуйста».

     * Формулируйте ясно и чётко, что Вы от него хотите.  Просьба «Давай соберём все кубики в коробку» воспримется ребёнком спокойнее, чем приказ: «Иди наведи в комнате порядок».

     * Используйте простые слова и предложения. Чем младше ребенок, тем проще должны быть Ваши указания. Принимайте во внимание уровень развития малыша. Послушайте, как общаются дети между собой и возьмите это на вооружение. Если ребенок смотрит на Вас «пустыми» глазами без интереса, скорее всего он уже перестал Вас понимать. Высказав просьбу, попросите ребенка повторить, что Вы велели ему сделать. Если малыш не может, значит, Ваше указание было слишком длинным или сложным.

     * Используйте утвердительные предложения вместо отрицательных. «Иди шагом» вместо «не бегай», «говори потише» вместо «не кричи».

     * Избегайте фраз, начинающихся с трех "запрещённых" слов – «Если», «Ты» и «Почему». «Если» воспринимается ребенком как угроза, «Ты» - как сигнал «нажима» на него, а «Почему» - требует от ребёнка объяснения своего поведения, чего он зачастую не может сделать в силу возрастных ограничений.   Поэтому лучше говорить: «Нужно поскорее позавтракать, одеться,  и пойдём гулять»  вместо «Если ты не позавтракаешь и не оденешься, ты никуда не пойдёшь».

     * Давайте конкретные указания. Избегайте фраз с двойным смыслом, не рассчитывайте, что ребенок прочитает Ваши мысли. Если Вы говорите малышу, поднявшему камень: «Ну-ка брось!», он может понять это как разрешение кинуть камень в другого ребенка. Взрослому очевидно, что Вы имели в виду «положи камень обратно», но не малышу! Особенно аккуратными нужно быть с фразами в стиле "Да плюнь ты на эту куклу!"

     * Иногда малышу необходимо повторить просьбу несколько раз. Не раздражайтесь, просто скажите еще раз, желательно чуть медленнее. Не забудьте обращаться к ребенку и избегайте избитых выражений, чтобы речь не превращалась в монотонное брюзжание. Чем старше будет становиться ребенок, тем меньше повторений ему потребуется.

     * Предупреждайте ребёнка заранее о предстоящих действиях: «Пора идти на улицу, или одеваться, или чистить зубы, или идти обедать», чтобы он морально был к ним готов.

     * Разбивайте задание на более мелкие части, давая одну инструкцию за раз; и предоставьте ребенку время выполнить одну просьбу, прежде чем дадите следующее поручение.

     * Пользуйтесь зрительными или слуховыми сигналами, чтобы привлечь внимание ребенка. Это могут быть таблички, картинки, на которых нарисована последовательность одевания, например.  Или звук колокольчика к обеду.

     * Попробуйте шептать или тихонечко петь, вместо того, чтобы кричать для привлечения внимания ребенка. Некоторые дети слушают более внимательно, если плохо Вас слышат. Пение простых песенок или даже просто интонация пения часто привлекают и удерживают внимание детей.

     * Если Вы хотите, чтобы ребенок проявил инициативу, попытайтесь заменить команду вопросом. Вопрос: «Что надеть на прогулку?» будет более конструктивен, чем приказные фразы.

     * Если время поджимает, поможет введение соревновательного момента в процедуру сборов, сказав, например: «Спорим, вы не оденетесь  раньше, чем прозвенит будильник» или предложите посоревноваться, кто быстрее оденется; маленькие дети очень любят соревновательный эффект.

     * Почаще хвалите ребёнка, особенно если он выполняет ваши поручения независимо от качества:  «Молодец, сам надел носки»,  «Умница, все карандаши сложила в коробочку» и т.д.