Персональный сайт Бакулиной Татьяны Александровны - Почему дети обманывают?

Почему дети обманывают?

Ребенок обманывает. Обманывает сознательно, систематически, вдохновенно. Вы понимаете это, но не придаете должного значения. И напрасно. Сейчас еще есть время разобраться в ситуации, но завтра может быть поздно, и ситуация, на которую Вы можете повлиять сегодня, завтра может стать Вам неподконтрольной. Нередко в детской лжи есть четкая цель, она соответствует психологическим потребностям ребенка. Интерпретируя мир, дети учатся понимать его закономерности и нюансы. Изменяя реальность, они бессознательно защищают себя от конфликтов и тревожных ситуаций. Однако родителей должно насторожить, если ложь вошла в привычку. От 6 до 12 лет в детском сознании появляется граница между реальным и вымышленным. И тем не менее, есть причины, которые заставляют идти на обман.

Возрастные особенности детской лжи:

* Дети младше 5 лет не придают особого значения лжи.

* Дети от 5 до 7 лет более склонны к обману в игре.

* Дети младше 6 лет часто рассказывают сочиненные ими истории, выдавая их за правду, и иногда даже верят в них сами.

* Но когда ребенок достигает 6 лет, выдуманные истории становятся уже не столь безвредными, особенно если Вы или сам малыш не можете понять, где правда, а где ложь.

* Если же ребенок старше 7 лет продолжает хронически лгать, это может свидетельствовать о наличии у него каких-то внутренних проблем. Не исключено, что в подобной ситуации малышу даже понадобится помощь детского психолога.

* К 8 годам ребенок уже хорошо понимает, что врать плохо. И если в таком возрасте он продолжает обманывать, это может быть обусловлено более серьезными причинами, чем желанием выиграть, например, чувством неполноценности и желанием казаться лучше, чем он есть на самом деле.

Причины детской лжи:

- попытка избежать наказания;

- стремление привлечь к себе внимание, самоутвердиться;

- наличие у ребенка проблем, требующих решения;

- защита от стрессовых ситуаций;

- хочет добиться некоторой личной свободы;

- чаще всего дети лгут о том, как обстоят дела в детском саду и школе. Причины следующие: родители не поддерживают с педагогами тесных контактов и не всегда могут установить, говорит ли их ребенок правду;

- дурной пример окружающих – как детей, так и взрослых. Подражание родителям.

Если мама говорит по телефону, что папы нет дома, хотя на самом деле он здесь, или учит сына: «Давай скажем, что мы забыли ...», - ребенок усваивает такие модели поведения.

Поэтому очень часто причину детских обманов надо искать в семье, в отношении родителей и других родственников к ребенку и друг к другу, в требованиях, ожиданиях от ребенка. Иногда дети просто берут пример с взрослых. "Если маме можно обманывать, то почему я должен говорить правду?"

Как узнать, что ребёнок говорит неправду?

* В разговоре ребенок может повторять за Вами последнюю фразу. Это позволяет малышу выиграть время для того, чтобы придумать правдоподобный ответ. У него меняется выражение лица, появляются непроизвольные жесты, например почесывание носа или брови.

* Поскольку малыш сознает, что поступает неправильно, то может говорить более тихим голосом; у него меняется тон или темп речи.

* Иногда дети пытаются скрыть неправду за пустой болтовней. И если Ваш ребенок по натуре не очень разговорчив, чрезмерная словоохотливость может быть признаком обмана.

Что же делать, если ребёнок сказал неправду?

Первое, что необходимо сделать родителю солгавшего ребенка, – это разобраться в причинах лжи (разговор «по душам»).

А выяснив причины, действуйте соответственно им:

+ Постарайтесь снизить ваши требования к ребенку.

+ Научите его достойно переживать поражения.

+ Предложите альтернативу обману – признание и исправление своих ошибок.

+ Избегайте чрезмерно эмоциональной реакции на обман, а тем более физических наказаний .

Что нужно знать родителям детей, которые лгут:

* Вымыслы малышей еще не ложь в полном смысле этого слова. Они редко по-настоящему корыстны и не рассчитаны на то, чтобы причинить вред другому.

* «Ложь» детей может свидетельствовать о нарушениях во взаимоотношениях со взрослыми. Стоит изменить стиль общения с ребенком, устранить причины, вынуждающие его обманывать, и «лживость» сведется к безопасному минимуму. В противном случае она укоренится и станет настоящим бедствием и для него самого, и для окружающих.

* С привычкой говорить неправду бесполезно бороться, если члены семьи сами неискренни друг с другом. Ребенок интуитивно усваивает этот стиль общения и не может соответствовать вашим требованиям быть искренним, коль скоро вы сами не образец правдивости.

* Ребенок должен усвоить, что говорить неправду он может только в том случае, когда правда звучит невежливо. Нельзя, например, сказать другу, что его подарок тебя разочаровал, или в гостях критиковать хозяйку, объявляя всем, что мама лучше готовит. Как ни странно, но даже самым изощренным маленьким хитрецам плохо дается ложь «из приличия», и, чтобы приучить ребенка к «вежливой» лжи, иногда нужно немало усилий.

Уважаемые родители, помните! Детская ложь передает нам правду о душевном состоянии ребенка, о его страхах и надеждах, о том, кем бы он хотел стать, что хотел бы сделать. Терпение, внимание, собственный пример – залог развития честности ребенка.

Как предотвратить детский обман? Памятка для родителей

1. Уже после трех лет детям просто необходимо, чтобы взрослые замечали и оценивали все их достижения. Чаще хвалите своего ребенка, уверяйте в своей любви.

2. Договоритесь в семье об одинаковых требованиях. Ребенок должен четко знать, что можно, а чего нет.

3. Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя со сверстниками, ему нужна зона успешности, в которой он бы превосходил друзей. Что у Вашего ребенка получается лучше? Может, записать его в студию танца или в музыкальную школу?

4. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или неразрешенными они ни были. Если эти чувства появились, следовательно, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в его неприятие.

5. Будьте верны своему слову, обещаниям. Даже если есть объективные причины, и через какие-то обстоятельства Вы не сумели сдержать свое обещание, не считайте недостойным для себя объяснить ребенку причину, по которой обманули его.

6. Будьте откровенны с ребенком. В построении правильных и честных отношений крайне важно желание ребенка быть с Вами откровенным. Это желание можно и нужно стимулировать.

7. Отношения, полностью построенные на доверии, зарождаются с самого начала общения родителей и детей, и если родители постоянно будут демонстрировать ребенку полное доверие, то ребенку незачем будет врать.

8. Если ребенок попался на явной лжи, это не должно стать концом доверия (единичная ложь все же простительна). Если ложь примет хронический характер, ребенок в дальнейшем пострадает от последствий утраты доверия.

9. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему. Многие думают, что, зная все о ребенке и о его делах (в том числе личной жизни), можно оградить ребенка от неприятностей. Конечно, каждый родитель должен располагать определенной информацией, но её объем зависит от возраста ребенка. То есть родители должны четко различать, что им необходимо знать, а с чем они могут смириться как с проявлением независимости ребенка. Родителям можно составить перечень проблем, в курсе которых им необходимо быть, например:

- поведение друзей, кто друзья ребенка;

- какие телепередачи, мультфильмы смотрит, какой контент потребляет в Интернете, в какие  компьютерные/телефонные игры играет ребенок;

- как ведет себя в детском саду.

• Сферы, в которые родители не вторгаются (для детей постарше):

-личная корреспонденция;

- телефонные разговоры;

- детская комната.

10. Оценивайте последствия. Когда ребенок впервые говорит неправду, необходимо объяснить ему последствия этого поступка. Сделайте это без посторонних. Помощь необходима, она позволит ребенку понять, что он не один в мире, каждый поступок имеет свой отзыв - положительный или отрицательный. Такое объяснение поможет ему научиться думать о будущем. Давайте возможность ребенку самому решать последствия его действий или бездействия. Только тогда он будет взрослеть, становиться «сознательным».

11. Наказывайте ребенка, оставляя без хорошего, но не делайте ему плохо.

12. Умейте прощать. Если Вы ввели дома «статусные» отношения, без скидки на возраст, Вы рискуете воспитать замкнутого и робкого человека. Ведь, провинившись, ребенок думает прежде всего, что его ждет неотвратимое и строгое наказание. Чувство самосохранения и желание его избежать становится определяющим фактором в поведении. И здесь ко лжи - только один шаг.

13. Поощряйте честность. Не оставляйте незамеченным момент, когда Ваш ребенок признался Вам в чем-то. Поверьте, что такие моменты в жизни ребенка очень важны. Ведь он делает свой выбор. Не забудьте объяснить, в чем его ошибка, но сместите акцент на момент истины - на то, что Вы гордитесь тем, что Ваш ребенок растет честным человеком.

14. Подавайте собственный пример. Помните: Ваш ребенок - это в большой степени Ваш отпечаток. Вы воспитываете нечестного человека тогда, когда допускаете возможность соврать в присутствии ребенка. (Например: «Подойди к телефону и отвечай, что мамы нет дома»). Этим Вы закладываете фундамент для будущей лжи.

15. Воспринимайте ребенка безусловно. Любите его не за то, что она красивый, умный, способный, хорошо учится, помогает. Любите его просто за то, что он есть. Не упускайте шансов дать ему это почувствовать. Повторяйте чаще заветные слова: "Я тебя очень-очень люблю!!!"