Персональный сайт Бакулиной Татьяны Александровны - Детская застенчивость

Детская застенчивость

    

     Если Ваш ребенок застенчивый, то Вам не нужно пояснять, что это значит. Если он оказывается в компании своих сверстников, то не бросается в общую игру, как большинство из них, а долго сидит рядом с Вами, боясь отойти. Первые месяцы в детском саду были для Вас сущим адом, и сейчас, когда Вы приходите вечером за малышом, Вы замечаете, что он чаще всего сидит в сторонке и возится с игрушками…

     Всё это, конечно, расстраивает родителей. Понятно, что в нашем мире умение общаться и вступать в контакты нужно не только для личных отношений, на нём во многом построен и карьерный успех. Так что, значит, нужно срочно браться корректировать эту черту Вашего ребенка? Для начала разберемся, что же может стоять за таким поведением.

     За поведением, называемым застенчивостью, на самом деле может стоять целый ряд различных причин. Важно разобраться, какая из них характерна именно для Вашего ребенка.

     Застенчивость как...

   ...отсутствие опыта, неумение разрешать сложные ситуации в общении.

     Ребёнок до трёх лет рос в довольно закрытой семье и, по существу, общался только с мамой и папой, а потом пошел в детский сад, где встретился со множеством детей и взрослых. Можете представить - с каждым из этих новых людей ему нужно как-то выстраивать отношения, а он этого попросту не умеет делать. Он не умеет знакомиться, не умеет что-то просить или выражать адекватно свое мнение. Ведь одно дело общаться с мамой, а совсем другое - с новыми людьми. В новом круге общения возникает множество ситуаций, с которыми ребёнок раньше мог никогда не сталкиваться: необходимость делить с кем-то игрушку, реагировать на агрессию, необходимость попросить чужого человека о помощи или привлечь к себе внимание и т.д.  Иногда дети реагируют на эту стрессовую ситуацию агрессией, иногда - застенчивостью. Если это Ваш случай, важно целенаправленно учить ребенка общаться, вступать в контакт, разрешать конфликтные и другие сложные ситуации. Например, можно использовать для этого приемы, приведенные в конце этой статьи.

     ... отсутствие интереса, симпатии к собеседнику.

     Будете ли Вы считать себя застенчивым человеком, если Вы не захотите общаться с соседями по поезду? Или, допустим, не пойдёте на корпоративную вечеринку, если коллеги неприятны вам? Конечно нет, скажете Вы, почему я должен общаться со всеми.  Почему-то же когда речь идет о ребёнке, этот вариант часто забывается. Мы приводим ребенка на детский праздник и расстраиваемся, что он не хочет подружиться с новыми ребятами, сидя в сторонке. А ведь у ребенка, особенно старшего дошкольника и тем более школьника, уже сформированы интересы, симпатии. С кем-то ему интересно, с кем-то не очень, кто-то вызывает отторжение. Потому, если Вы знаете, что в других ситуациях ребёнок общается без проблем, если у него есть друзья, не нужно переживать и заставлять его общаться и дружить со всеми. Лучше уж в такой ситуации заняться поиском для ребенка клуба по интересам или другой компании, где он сможет найти новых друзей.

     ...проявление тревожности.

     Если Ваш ребенок тревожный, то это проявляется и в общении с людьми, особенно новыми. Что значит тревожный? Часто беспокоится, боится темноты, животных, ранимый, чувствительный, плохо спит. Можно понять, что застенчивость ребенка связана именно с его тревожностью, если он говорит: «Мама, а что будет, если они не захотят со мной играть?», «А что будет, если воспитательница забудет меня взять на прогулку?», «А если они меня обидят?» и т.п. В таком случае для ребенка общение, контакт с другими людьми - это ещё одна сфера, напряженная для него, насыщенная всевозможными страхами. Если это так, конечно, хочется просто избежать любого возможного общения, остаться наедине с мамой и другими близкими людьми, в крайнем случае - наедине с собой.

     ... неуверенность в себе.

     Чаще всего в дошкольном возрасте самооценка у ребенка завышенная, то есть он считает себя самым хорошим, умным, добрым, красивым и т.д. И это нормально для ребенка 3-7 лет. Но в некоторых неблагоприятных ситуациях дошкольного детства и часто в школьном возрасте ребенок имеет заниженную самооценку. Он считает себя плохим, непривлекательным, недостойным внимания и т.д. Безусловно, это, в первую очередь, идет от родительского отношения и ситуации в семье. В таком случае ребенок начинает избегать общения, потому что ему кажется, что его не примут, будут смеяться над ним, потому что считает себя никому не интересным и т.д.     Естественно, в данной ситуации нужно, прежде всего, проанализировать Вашу семейную ситуацию - достаточно ли Вы хвалите ребенка, адекватны ли наказания, не говорите ли Вы в порыве злости ребенку о том, что он «плохой», «никчёмный» и т.п. Всё это очень ярко отражается на самооценке и, в свою очередь, и на коммуникациях малыша с другими детьми и взрослыми.

     ...черта характера (самодостаточность, интроверсия, индивидуализм).

     Застенчивость - не всегда симптом проблемы. Иногда за застенчивость принимают определенный склад характера ребенка. Все мы знаем, что есть люди, обращенные вовне, их называют экстравертами, и люди, обращенные в свой внутренний мир, их называют интровертами. Кому-то проще работать или решать проблемы в коллективе, в сотрудничестве с другими, кому-то - в одиночку. Кому-то постоянно нужны люди вокруг, а кому-то достаточно самого себя. Всё это мы допускаем про взрослых людей, но иногда забываем, когда речь идет о ребёнке.

     Таким образом, застенчивость Вашего малыша может быть не связанной с какими-то проблемами, по которым он не может общаться. Может быть вариант, когда он просто не хочет активно общаться, когда ему достаточно малого количества контактов и отношений с людьми. Это легко различить с помощью наблюдения, беседы с воспитателями и самим малышом. Ответьте себе на вопрос: Ваш ребенок сидит в детском саду и смотрит книжку в уголке потому, что боится вступить в игру, не знает, как это сделать, или ему просто хочется посидеть одному и посмотреть  книжку? Да, это может быть не характерно для большинства его сверстников, но он вполне имеет право на то, чтобы быть таким. Зачастую у ребенка-интроверта развиваются комплексы не на основе неумения общаться, а именно на основе того, что взрослые фиксируют внимание на том, что он не такой, как все. «Чего ты сидишь один, нужно играть со всеми» - говорят они ему.

     Конечно же, здесь важна грань. Если ребенок предпочитает быть один всегда, вообще не вступает в контакты в любых компаниях детей или взрослых и даже с родителями общается по минимуму, все это уже может быть симптомами детского аутизма. В таком случае желательно показать ребенка неврологу и детскому психологу для уточнения этого момента.

Как помочь ребенку преодолеть застенчивость

 (некоторые воспитательные приемы)

     Если у ребенка нет выраженных страхов перед общением, низкой самооценки, у него есть желание подружиться и общаться со сверстниками или взрослыми, но он не знает как, Вы можете использовать некоторые нехитрые варианты помощи.

  • Если ребенок пришел в новую группу детского сада или другую детскую компанию и никак не может подружиться с ребятами, найдите игрушку, которую ему можно дать с собой. Важно выбрать такую игру, которой он смог бы заинтересовать других ребят, но при этом таким образом, чтобы они не могли просто забрать её у него и играть сами. К примеру, это может быть увлекательная настольная игра на несколько человек. Правила игры будет знать только Ваш ребенок, а значит, он станет незаменимым человеком в компании.

 

  • Найдите сами в группе детей одного ребёнка, с которым Ваш малыш мог бы познакомиться и подружиться. Может, это будет ребенок, который также играет один, может, Вы увидите, что у какого-то ребёнка есть общие интересы с Вашим. Предложите малышу направить своё внимание именно на этого ребёнка, он может просто подойти к нему и предложить поиграть вместе. Будет ещё лучше, если Вы сможете договориться с мамой/папой потенциального друга для того, чтобы скоординировать ваши действия. Далее ребенку уже проще будет налаживать и другие контакты, когда за спиной ощущается некий «тыл».​​​​​​​

 

  • Обязательно проигрывайте с ребенком трудные ситуации общения с помощью игрушек. Как быть, если твой друг стал играть с другим мальчиком? Что делать, если воспитательница не слышит твою просьбу? Как отвечать, если тебя обзывают? Ответы на все эти вопросы можно давать не впрямую, а в игре. Ребенок неосознанно переносит все увиденные приемы и способы поведения на своё общение с другими. Хорошо воспринимают дети и рассказы родителей из собственного опыта разрешения аналогичных ситуаций в общении в их детстве. Полезно бывает и заострить внимание на актуальных темах, если они затронуты в просмотренном мультфильме, сказке.