Персональный сайт Бакулиной Татьяны Александровны - Игры на развитие эмпатии

                Игры и упражнения на развитие умения  чувствовать  настроение 

                                         и  сопереживать   окружающим                      

     «Фотография» (для  детей  с  4  лет)

     Рассмотрите  с  ребенком  свой  семейный  альбом. Показывая  фотографии  его  самого  и  близких, расспрашивайте  ребенка, какое  настроение  было  у  них  при  этом, что  они  чувствовали: удивление, испуг, радость, грусть  и  т.д. Там, где  ребенок  затрудняется, помогите  ему, расскажите  о  ситуации, когда  была  сделана  фотография. Упражнение  позволяет  ребенку  развивать  понимание  чувств  и  эмоций, укрепляет  семейные  связи  и  привязанности.

    «Тренируем  эмоции» (для  детей  с  4  лет)

     Попросите  ребенка:

     Нахмуриться, как:                         Позлись, как:

   – осенняя  туча;                               –  ребенок, у  которого  отняли  мороженое; 

   – рассерженный  человек;           – два  барана  на  мосту;

   – злой  волшебник.                     – человек, которого  ударили. 

    Улыбнуться, как:                             Испугайся, как

     – кот  на  солнце;                           – ребенок, потерявшийся  в  лесу;

     – солнышко;                                   –  заяц, увидевший  волка;

     – как  будто  ты  увидел  чудо.      – котенок, на  которого  лает  собака.  

     «Как  ты  себя  сегодня  чувствуешь?» (для  детей  с  5  лет)

     Ребенку  предлагаются  карточки  с  изображением  различных  оттенков  настроений. Он  должен  выбрать  ту, которая  в  наибольшей  степени  похожа  на  его  настроение, на  настроение  мамы, папы, друга, кошки  и  т.д.

     «Мимическая  гимнастика»

     Ребенку  предлагается  выполнить  ряд  упражнений  для  мимических  мышц  лица. Сморщить  лоб, поднять  брови (удивление). Расслабиться. Сохранить  лоб  гладким  в  течение  одной  минуты. Сдвинуть  брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью  расслабить  брови, закатить    глаза ("а  мне  все  равно" – равнодушие). Расширить  глаза, рот  открыт, руки  сжаты  в  кулаки, все  тело  напряжено (страх, ужас). Расслабиться. Расслабить  веки, лоб, щеки (лень, хочется  подремать). Сжать  губы, прищурить  глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело -" вот  я  какой!").

     Цель  игры: изучение  мимики  и  связанных  с  ней  эмоциональных  состояний  человека, тренинг  выразительной  мимики.                  

     Ролевые  игры

     Использовать можно  мягкие  игрушки  или  куклы: взрослый  играет  за  одного  персонажа, ребенок – за  другого. Разыгрываются  различные  конфликтные  ситуации  и  показывается  выход  из  них: как  реагировать, если  товарищ  не  отдает  нужную  тебе  игрушку, что  делать, если  тебя  дразнят, как  поступить, если  тебя  толкнули  и  ты  упал, и  др. 

     В  процессе  ролевой  игры  ребенок   учится  вставать  на  позицию  другого  человека, распознавать  его  чувства  и  переживания, учится  тому, как  вести  себя  в  сложных  жизненных  ситуациях.     

     «Колечко» (для  детей  с  4  лет)

     Дети  садятся  в  круг. Ведущий  прячет  в  ладонях  колечко. Ребенку  предлагается  смотреть  внимательно  на  лица  соседей  и  постараться  угадать, кто  из  них  получит  в  свои  ладошки  колечко  от  ведущего. Угадавший  становится  ведущим.

     «Где  мы  были, мы  не  скажем, а  что  делали, покажем»       (развитие  мимики, пантомимики, взаимопонимания)

     Участники  делятся  на  две  группы. Группы  договариваются, какую  деятельность  они  будут  имитировать. Можно  изображать  профессиональную  деятельность, домашнюю  работу, конфликтную  ситуацию  в  общественном  месте, эмоциональное  состояние  и  т.п. Одна  группа  показывает  движения, а  вторая  должна  догадаться, что  делают  участники.

     Интереснее, когда  участники  выполняют  разные  движения  одной  ситуации.

     «Пиктограммы»

Для  этой  игры  необходимо  нарисовать  карточки-пиктограммы. Пиктограммы - это  изображение  лиц  людей  в  различных  эмоциональных  состояниях.

     Дети  распознают  настроения (эмоции)  и  дают  имя  каждой  пиктограмме (определяют, какой  человек: веселый  или  грустный, сердитый  или  добрый, счастливый  или  расстроенный). 

     Затем  один  участник  берет  пиктограмму  и, не  показывая  ее  другому, называет  настроение, которое  на  ней  изображено. Второй  должен  найти  картинку, задуманную  своим  партнером. После  этого  две  выбранные  картинки  сравниваются. При  несовпадении  можно  попросить  детей  объяснить, почему  они  выбрали  ту  или  иную  пиктограмму  для  определения  настроения.

     Эта  игра  направлена  на  тренировку  умения  распознавать  эмоциональное  состояние  по  мимике.

   «Люблю – не  люблю»

     Взрослый, а  затем  и  дети  называют  разнообразную  пищу; остальные  мимически  реагируют, показывая  свое  отношение  к  данному  продукту  или  блюду.

     «Зеркало»

     Водящий, стоя  перед  детьми, изображает  разные  эмоциональные  состояния, а  дети  их  повторяют.

     «Изобрази  эмоцию»

     Водящий  произносит  фразу, а  дети  изображают  предполагаемое  эмоциональное  состояние  говорящего.

     Фразы  могут  быть  такими:

      – О  горе  мне, горе...

      – Ах, какой  счастливый  день!

      – Бедная  я, несчастная!

      – Ура! Я  еду  на  море!

     «На  рыбалке»

     Все  дети  изображают  рыбаков, сосредоточенно  глядя  на  воображаемый  поплавок. Периодически  дети  вытаскивают  удочку  и  эмоционально  реагируют  на  улов. Это  может  быть  большая  или  маленькая  рыбка, которой  дети  распоряжаются  по  своему  усмотрению (кладут  в  ведро  с  водой, отдают  кошке, отпускают  на  свободу  и  т.п.), пустая  банка  или  крючок  без  червяка.