Персональный сайт Бакулиной Татьяны Александровны - Игры на развитие произвольности

       Игры для развития произвольного поведения

(умения контролировать свои действия, сосредотачиваться,

действовать по правилам),    снижения двигательной

                             расторможенности

                            (для детей с 5 лет)

                                        

       «Танцующие руки»

Взрослый попеременно включает и выключает аудиоза­пись спокойной музыки. Услышав музыку, ребенок подни­мает руки и начинает выполнять ими плавные волнообраз­ные движения. Когда музыка выключается, ребенок опус­кает руки.

 

  «Выполняй правильно»

 

Взрослый, находясь на некотором расстоянии от ребенка, дает ему задания, например: найти куклу с белыми волоса­ми, привязать ей красный бант, посадить ее в синий грузо­вик и отвезти к окну. Ребенок выполняет задания.

 

        «Стоп»

     Под аудиозапись музыки ребенок идет по комнате. Услышав команду «Стоп!», останавливается.

 

  «Слушай команду»

Под аудиозапись музыки ребенок идет по комнате. Услышав хлопок в ладоши, ребенку нужно остановиться, услышав два хлопка - присесть или подпрыгнуть на месте, три - развернуться и начать движение в обратную сторону.

Если ребенку сложно запомнить все три команды сра­зу, упражнение можно начать с одной, постепенно вклю­чая две другие.

 

  «Фигуры из спичек» 

                  

Взрослый выкладывает на столе из спичек, у которых срезаны серные головки, фигуру и предлагает ребенку внимательно рассмотреть ее и запомнить. Затем фигура закрывается, и ребенок воссоздает ее по памяти.

 

«Ягодка, ловись!»

В большую миску с водой комнатной температуры вы­сыпаются свежие или замороженные ягоды клюквы или красной смородины.

Взрослый дает ребенку блюдце и предлагает вытаски­вать ягоды из воды и складывать в блюдце.

Следует обратить внимание ребенка на то, что доставать ягоды можно только двумя пальцами и только по одной.

 

«Да или нет»

Взрослый задает ребенку вопросы, требующие ответа «да» или «нет». Ребенок отвечает на них, покачивая голо­вой из стороны в сторону при ответе «нет» и кивая при от­вете «да».

Возможен другой вариант: взрослый показывает ребен­ку картинки с легко узнаваемыми предметами и спраши­вает, например: «Это дом?» Ребенок отвечает на вопросы вышеописанным способом.

 

«Да» и «нет» не говори»

 Взрослый задает ребенку вопросы, предполагающие от­вет «да» или «нет», и бросает ему мяч. Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос, избегая использования «запретных» слов.

 

  «Говори!»

     Взрослый задает ребенку простые вопросы, например: «Какое сейчас время года? Какого цвета солнце? Сколько будет два плюс три?» и т.д. Ребенок отвечает на вопрос только в том случае, если после него последует команда «Говори!»

 

 «Точки»

Ребенок берет карандаш и лист бумаги. Взрослый дает команду «Начали!», и ребенок начинает рисовать на бумаге точки. Услышав команду «Отдых!» - останавливается, а по команде «Начали!» продолжает рисование.    

                                                  

 «Действуй»

Ребенок берет карандаш и лист бумаги. Взрослый предлагает ему писать по порядку числа от 1 до 10, а вслух произносить их в обратном порядке. То есть если ребенок пишет число «1», вслух он произносит «10», если пишет «2», то произносит «9», и т.д.         

                             

«Погоня»

     Вместе с ребенком взрослый рисует и раскрашивает несколько многоэтажных домов. Затем взрослый сообщает последовательность действий, которую ребенку нужно за­помнить, например: забраться в крайний правый дом, за­лезть на четвертый этаж: через окно с желтыми зана­весками и т.д. Задача ребенка - указать на рисунке мес­то, где заканчивается движение.

Упражнение можно выполнить несколько раз, предло­жив ребенку разные варианты.

 

 

«Улитка»

 

Взрослый рисует на листе бумаги прямоугольник, сос­тоящий из нескольких клеток (при знакомстве ребенка с игрой рекомендуется использовать прямоугольник с шестью клетками), а в середине прямоугольника, в одной из его клеток - улитку.

Взрослый объясняет ребенку, что улитка может гулять только в пределах прямоугольника и что как только она из него выползет, ребенку нужно будет хлопнуть в ладо­ши. Взрослый называет передвижения улитки, например: одна клетка вверх, одна клетка вправо, две вниз и т.д., ребенок выполняет задание.

 

      «Разноцветные точки»

На листе неразлинованной бумаги взрослый рисует ря­ды разноцветных точек, а затем предлагает ребенку соеди­нить между собой точки одного цвета.

 

 «Дождик»               

Взрослый и ребенок садятся за стол, на котором лежит чистый лист бумаги. Участники берут карандаши (желательно разных цветов) и начинают рисовать: взрослый рисует потоки дождя (вертикальные линии), а ребенку нужно успеть нарисовать под ними лужи.

При этом участник, сидящий слева, рисует правой рукой, а сидящий справа - левой.

     Через некоторое время взрослый и ребенок меняются местами, упражнение  возобновляется.