Персональный сайт Бакулиной Татьяны Александровны - Игры на снятие агрессии

                       Игры  и  упражнения  на  снижение  агрессии 

                                       и  ослабление  негативных  эмоций

     «Выбиваем  пыль»

     Ребенку   дается   «пыльная»  подушка.  Он   должен,  усердно   колотя   руками, хорошенько  ее  почистить.

     «Брыкание»

     Ребенок  ложится  на  спину  на  ковер. Ноги  свободно  раскинуты. Медленно  он  начинает  брыкаться, касаясь  пола  всей  ногой. Ноги  чередуются  и  высоко  поднимаются. Постепенно  увеличивается  сила  и  скорость  брыкания. На  каждый  удар  ногой  ребенок  говорит  «нет», увеличивая  интенсивность  удара.

     Упражнение  способствует  эмоциональной  разрядке  и  снятию  мышечного  напряжения.

     «Кулачок»

     Дайте  ребенку  какую-нибудь  мелкую  игрушку  или  конфету  и  попросите  его  сжать  кулачок  крепко-крепко. Пусть  он  подержит  кулачок  сжатым, а  когда  раскроет  его, рука  расслабится, и  на  ладошке  будет  красивая  игрушка.

     Упражнение  способствует  осознанию  эффективных  форм  поведения, смещению  агрессии  и  мышечной  релаксации.

    «Подушечный  бой»

     Эта  игра  обычно  очень  нравится  детям, вызывает  целую  бурю  положительных  эмоций, помимо  этого  подушечные  бои  помогают  ребенку  выплеснуть  свою  агрессию  вовне  без  нанесения  физического  вреда  окружающим. Играющие  кидают  друг  в  друга  подушками, издавая  победные  кличи, колотят  друг  друга  ими, стараясь  попадать  по  различным  частям  тела. Сюжетом  игры  может  быть  «сражение  двух  племен»  или  «Вот  тебе  за...»

     «Час  тишины  и  час  «можно»

     Договоритесь  с  ребенком, что  иногда, когда  вы  устали  и  хотите  отдохнуть, в  доме  будет  час  тишины. Ребенок  должен  вести  себя  тихо, спокойно  играть, рисовать, конструировать. Но  иногда  у  вас  будет  час  «можно», когда  ребенку  разрешается  делать  все: прыгать, кричать, брать  мамины  наряды  и  папины  инструменты, обнимать  родителей, висеть  на  них  и  т.д.

     Замечание: «часы»  можно  чередовать, а  можно  устраивать  их  в  разные  дни, главное, чтобы  они  стали  привычными  в  семье.

   «Воробьиные драки» (снятие физической  агрессии)

   Дети  выбирают  себе  пару  и  «превращаются» в  драчливых  «воробьев» (приседают,  обхватив   колени   руками).«Воробьи»  боком  подпрыгивают  друг  к  другу, толкаются. Кто  из  детей  упадет  или  уберет  руки  со  своих  колен, тот  выбывает  из  игры («лечат  крылышки  и  лапки  у  доктора Айболита»).

 

«Драки»  начинаются  и  заканчиваются  по  сигналу  взрослого.

   «Минута шалости» (психологическая  разгрузка)

   Ведущий  по  сигналу (удар  в  бубен   и  т.п.) предлагает  детям  шалить: каждый  делает  то, что  ему  хочется – прыгает, бегает, кувыркается  и  т.п. Повторный  сигнал  ведущего  через  1-3 минуты  объявляет  конец  шалостям.

    «Прорви круг»

   Эта  подвижная  игра  способствует  большей  включенности  детей  в  группу.

   Дети  стоят  в  кругу, крепко  взявшись  за  руки. Один  ребенок  должен  с  разбегу  разорвать  этот круг  и  оказаться  внутри  него.

   Одним  из  вариантов  этой  игры  является  игра  «Разрывные  цепи». Дети  делятся  на  две  команды и  становятся, держась  за  руки, друг  напротив  друга  на  расстоянии  10-15м. Одна  команда  вызывает участника  из  другой, который  должен  разбежаться  и  разорвать  цепочку  игроков. Если  ему  это  удалось, то  он  забирает  одного  из  игроков  этой  команды  в  свою, если  нет – сам становится  в  нее. Следующего  игрока  вызывает  другая  команда.     

   «Детский футбол» (для  детей  с  4  лет)

   Вместо  мяча – подушка. Играющие  разбиваются  на  2  команды. Взрослый – судья. Играть  можно руками  и  ногами, подушку  можно  пинать, кидать, отнимать. Главная  цель – забить  в  ворота  гол.

   Замечание: взрослый  следит  за  соблюдением  правил – нельзя  пускать  в  ход  руки  и  ноги, если   нет  подушки. Штрафники  удаляются  с  поля.

    «Падающая башня" (для  детей  с  5  лет)

   Из  подушек  строится  высокая  башня. Задача  каждого  участника – штурмом  взять  ее (запрыгнуть),издавая  победные  крики  типа: «А-а-а!», «Ура!» и  т.д. Побеждает  тот, кто  запрыгивает  на  башню, не  разрушив  ее  стены.

   Замечание

   1. Каждый  участник  может  сам  себе  строить  башню  такой  высоты, которую, по его  мнению, он способен  покорить.

   2. После  каждого  штурма  «болельщики» издают  громкие  крики  одобрения  и  восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!» и  т.д.

   «Уходи, злость, уходи!» (для  детей  с  4  лет)

   Играющие  ложатся  на  ковер  по  кругу. Между  ними  подушки. Закрыв  глаза, они  начинают  со  всей  силой  бить  ногами  по  полу, а  руками  по  подушкам  с  громким  криком : «Уходи, злость, уходи!» Упражнение  продолжается  3  минуты, затем  участники  по  команде  взрослого  ложатся  в  позу «звезды», широко  раздвинув  ноги  и  руки, и  спокойно  лежат, слушая  музыку  3  минуты.

   Предостережение: следите, чтобы, ударяя  руками  по  подушке, дети  не  попадали  очень  часто  по рукам  соседа. Отдельные  попадания  полезны.

  «Курицы и петух»

   На  скамейке-«насесте»  тесно  стоят  «курицы», крепко  уцепившись  ступнями. «Петух», заложив  руки  за  спину, гордо  прохаживается  вокруг  «насеста». Неожиданно  он  толкает  одну  из  «куриц». Та должна  удержаться  на  «насесте», не  столкнув  при  этом  соседей. Тот, по  чьей  вине  «курицы»  упали, становится  «петухом».

  «Клоуны ругаются» (снятие  вербальной  агрессии)

   «Клоуны  показывали  детям  представление, веселили  их, а  потом  стали  учить  детей  ругаться. Да, да, сердито  ругаться  друг  на  друга  «овощами  и  фруктами». Например: «Ты, –  говорит  клоун, –  ка-пуста!» А  ребенок  отвечает … (пауза  для  того, чтобы  ребенок  придумал  ответ). «А  ты, – продолжает  клоун, –  вишня». Другой  ребенок  отвечает (ругает  взрослого). Обращается  внимание  на  адекватное, сердитое  интонирование. Дети  могут  выбирать  пары, менять  партнеров, «ругаться»  вместе  или по  очереди  «ругать»  всех  детей.  Взрослый  руководит  игрой, сигналом  объявляет  начало  и  конец

игры, останавливает, если  используются  другие  слова  или  физическая  агрессия.

   Затем  игра  продолжается, изменяя  эмоциональный  настрой  детей. «Когда  клоуны  научили  детей ругаться, родителям  это  не  понравилось». Клоуны, продолжая  игру, учат  детей  не  только  ругаться  овощами  и  фруктами, но  и  ласково  называть  друг  друга  цветами. Например: «Ты – колокольчик…»

(ребенок  ласково  называет  взрослого). Интонирование  должно  быть  адекватным. Дети  вновь  разбиваются  на  пары  и  т.п.  и  ласково  называют  друг  друга  цветами.     

   «Жужа»  (снятие  общей  коллективной  агрессии)

   Ведущий  выбирает  «Жужу», которая  садится  на  стул(в  домик), остальные  дети  начинают  дразнить  «Жужу», кривляться  перед  ней.

                              «Жужа, Жужа, выходи,

                               Жужа, Жужа, догони!»

   «Жужа» смотрит  из  окошка  своего  домика  (со  стула), показывает  кулаки, топает  ногами  от  злости, а  когда  дети  заходят  за  «волшебную  черту», выбегает  и  ловит  детей. Кого  «Жужа»  поймала,тот  выбывает  из  игры (попадает  в  плен  «Жужи»).

   Боксерская груша

   Отличное средство для психологической разрядки не только для детей, но для взрослых.