Персональный сайт Бакулиной Татьяны Александровны - Как помочь эмоциональным детям? (тревожные, агрессивные, гиперактивные дети)

Как помочь эмоциональным детям? (тревожные, агрессивные, гиперактивные дети)

     Эмоциональное  развитие  ребенка  начинается  с  первых  мгновений  беременности  матери, и  даже  еще  раньше. Ведь  хроническая  усталость, семейные  неурядицы  и  прочее  уже  подготовили  «негативную  почву»  для  эмоциональных  проблем  ребенка. Процесс  рождения, первые  минуты, месяцы  жизни  определяют  многое  в  эмоциональной  сфере  мальчика  или  девочки. И  очень  важно, если  в  семье  единый  стиль  воспитания. Тогда  ребенку  не  придется  «разрываться»  в  выборе  своих  действий, не  нужно будет  приспосабливаться  и  ловчить. При  авторитарном, командном  стиле  воспитания, у  детей  чаще  наблюдается  склонность  к  вранью, упрямству  и  даже  мелкому  воровству. Эмоциональность  ребенка  определяется  и  наследственным  фактором (на  кого  похож  ваш  малыш?).

      Некоторые  дети  эмоциональны  внешне (шумные, плаксивые), иные  внутренне  эмоциональны (боязливые, тревожные), но  и  тем  и  другим  сложно  справляться  со  своими  эмоциями. Крики  и  наказания  со  стороны  взрослых  лишь  усиливают  проблемы  у  детей. Что  же  делать?

     Прежде  всего  необходимо  попытаться  понять  своего  ребенка, понять, что  с  ним  происходит, что  он  чувствует, думает. Когда  родители  в  конфликтах  проговаривают  свое  понимание  детям, ситуация  значительно  меняется. Например: «Я  тебя  понимаю, ты  сейчас  чувствуешь (печаль, радость, страх...) или  хочешь (играть, гулять, кричать...), но  ты  пойми  и  меня, я  чувствую...». После  этого  остается  только  предложить  ребенку  альтернативу  или  ограничить  эмоциональные  проявления  во  времени. Для  этого  на  помощь  приходит  игрушка (лучше  всего  звуковая). Например: «Ты  еще  не-много  поиграешь, а  когда  зайчик  тебя  позовет, игра  закончится).

     Таким  образом  убирается  агрессия, направленная  на  взрослых, и  родителям  легче  быть  более  последовательными  в  требованиях. А  когда  последовательности  нет, т.е. если  сегодня  вы  сказали «да», а  завтра «нет», не  объясняя  причин, или  после  детских приставаний  вы  «сдались!», тогда  можете  считать, что  ребенок  начнет  вами  манипулировать, искать  «новые  кнопки».

     Что  же  делать, если  такое  уже  случилось  и  ребенок  путает  «можно»  и  «нельзя»?

     На  помощь  приходит  игра «Солнышки», в  которую  родители  могут  поиграть  с  детьми  дома (жетонная  терапия).

     Красиво  оформляется  лист  бумаги  или  блокнот.  Детям  предлагается  вступить  в  игру: «Ты  у  нас  совсем  большой, многое  можешь  делать  самостоятельно (необходимо перечислить  2-3  положительных  качества  ребенка), но, например, убирать  игрушки  у

тебя  еще  не  совсем  получается. (Объясняется, как  надо  убирать.) Можно  сформировать  любое  другое  желаемое  взрослыми  качество, назвав  его  ребенку.

     «Мы  будем  рисовать  солнышки, когда  ты  поиграешь  и  сам  правильно  уберешь  игрушки. Если  у  тебя  будет  более  двух  солнышек (затем  количество  увеличивается), то  в  конце  дня  получишь  сюрприз». (Детям  не  объясняется, что  именно, но  в  качестве  сюрприза  используются  нематериальные  ценности. Например: игра  с  папой, чтение любимой  сказки, просмотр  мультфильма, разрешение  лечь  спать  на  15  минут  позже  и  др.). Сюрприз  обязателен! Когда  одно  качество  сформировано (сроки  индивидуальны), тогда  можно  приступать  к  формированию  другого.

     Родителям  перед  проведением  такой  игры  рекомендуем  выяснить, чего  же  все  хотят  от  ребенка, каким  его  видят  в  будущем  папа, мама, бабушка, дедушка. Некоторым семьям  это  удобно  делать  в  письменном  виде. Возможно, каждая  семья  сама  выберет  общий, единый  образ-мечту  для  ребенка.

     Эмоциональные  дети (боязливые  или  шумные)  нуждаются  в  двигательной  физической  активности. Можно  использовать  «агрессивные  игры» («Злая – добрая  кошка», «Упрямая  подушка», «Минута  шалости»  и  др.). Кроме  того, необходимо  обучать  их  расслаблению, релаксации, так  как  постоянные  зажимы  у  детей (агрессивные  или  тревожно-боязливые) могут  приводить  к  психосоматическим  заболеваниям.

     Помните, что, с  точки  зрения  детской  психологии, обращать  на  себя  внимание  ребенку  легче  негативным  поведением. А  быть  «хорошим»  трудно  и  не  так  уж  весело. Поэтому  психологи  рекомендуют  только  позитивные  подкрепления, поощрения (в речи – «Если  сделаем  так, то  будет  еще  лучше», в  действиях – обнять, погладить; в  сюрпризах).

     Родительская  любовь  и  следование  родителями  рекомендациям  психологов  помогут  ребенку  справиться  с  любыми  трудностями.