Персональный сайт Бакулиной Татьяны Александровны - Основные идеи в семейном воспитании

Основные идеи в семейном воспитании

(Автор: Хоменко Ирина Алексеевна)

     1.Идея собственности

     Каждый ребенок, независимо от возраста, должен быть собственником (владельцем чего-то своего).

     Очень многие проблемы, если посмотреть на них внимательно, имеют один корень – борьбу человека  за собственность.

     Cобственность бывает двух типов: материальная (одежда, игрушки, тело, территория и т.д.) и нематериальная (время, мнение, решение и т.д.).

     Без собственности нет ответственности, так как человек может отвечать только за то, что ему принадлежит.

     В любом сообществе (системе) существует два вида собственности: общая и частная.

     Родителям важно договориться, определив для ребенка три зоны собственности:его, чужая и общая.

     2.Идея выбора

     Каждый ребенок, независимо от возраста, должен иметь право выбора.

     Выбор относится к собственности ребенка, и потому также имеет три зоны (сферы жизни ребенка):

- «зеленая» зона, в которой право выбора принадлежит только ребенку

- «желтая» зона, в которой выбор осуществляется коллегиально (с родителями)

- «красная» зона, в которой выбор (принятие решения) осуществляется только родителями (или другими взрослыми).

     3. Идея присутствия

     Ребенку нужно всегда объяснять, что и почему вы делаете: с ним, с собой, с другими. В этом случае он будет видеть не только чьи-то действия, но и их  смыслы. Это важно для того, чтобы он мог научиться общаться с самим собой, понимать себя, осознавать себя, - то есть, присутствовать в своей жизни, развиваться как субъект и автор своей жизни. Ребенку важно научиться опознавать и осознавать свои желания, свои цели, свои ресурсы. В этом случае он будет наполнен энергией созидания, которая даст ему возможность про-движения и само-развития.

     4. Идея баланса

     Это идея справедливого соотношения прав и обязанностей, индивидуального и  коллективного, своего и чужого.

     Эта идея очень проста. Нужно учить ребенка не только брать (иметь), но и отдавать; не только получать любовь, но и дарить ее другим; не только принимать заботу, но и заботиться о тех, кто рядом.

      Ребенок, воспитанный на этой идее, еще будучи в родительской семье, научится «командному взаимодействию», а значит, сможет легче адаптироваться в жизни.