Персональный сайт Бакулиной Татьяны Александровны - Памятка "О родительских установках"

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

«О РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВКАХ»

 

Уважаемые мамы и папы!

    

        Относитесь осторожнее и внимательнее к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам  его поступков  и избегайте негативных установок. Ведь авторитет мамы и папы, особенно пока ребенок маленький, непререкаем для него. И  ваши слова  принимаются им на веру – не только сознательно, но и подсознательно, то есть ваши родительские установки влияют на  поведение ребенка, а  в конечном  итоге – на его судьбу.

 

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сказав так:

подумайте о последствиях

и вовремя исправьтесь:

 

«Горе ты моё!»

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

 

«Счастье моё, радость моя!»

 

«Ты совсем, как твой папа (мама)…»         

(о негативных проявлениях)

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.

 

«Папа у нас замечательный человек!»

«Мама у нас умница!»

 

«Ничего не умеешь делать, неумейка!»

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

 

«Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!»

 

«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребёнку!..»

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.

 

«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»

 

«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!»

Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.

 

«Держи себя в руках, уважай людей!»

       

 

     Это примеры наиболее часто встречающихся негативных родительских установок, но их список может быть гораздо больше. Обратите внимание на  те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них  тормозящими указателями на  вашем жизненном пути?

     Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даете своим детям. Составьте свой собственный список и попытайтесь найти контрустановки, развивающие в ребёнке  веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

Поосторожней со словами,             

Они и ранят, и казнят,

Они порой в душе, как камень,

Никем не убранный, лежат.

Поосторожней со словами:

Ведь словом можно и убить...

Прервав, как робкой свечки пламя,

Чужой судьбы живую нить.

Поосторожней со словами:

Все то, что высказано зря,

Как бумеранг придет с годами,

В груди раскаяньем горя.

Поосторожней со словами:

В словах - завет, в словах - запрет,

В словах всегда живем мы сами,

А жизнь одна. Дублера – нет!

 

     В  общении   с  ребенком  откажитесь от  обзываний,  негативных оценок личности  малыша, так как  подобное  отношение  унижает  ребенка  и  внушает  ему: ничего  из  тебя  не  выйдет, ты  неисправим. В  этом  случае  ребенок  или  принимает  навязанную  роль  хулигана, грязнули  и  т.д., или  не  принимает  и  борется, но  так, как  нам  этого  не  хочется: ребенок  начинает  всячески  сопротивляться  указаниям  старших, бунтовать  и  т.д. Наоборот, ребенка  надо  чаще  поощрять, хвалить, внушать  веру  в  его  силы  и  возможности – только  тогда  у  ребенка  возникнет  желание  стать  лучше.

      Если ребёнок провинился, можно высказывать своё недовольство только конкретным поступком ребёнка, а не ребёнком в целом.

     Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.

   Так догадывайтесь!