Персональный сайт Бакулиной Татьяны Александровны - Развиваем ребёнка через игру

Развиваем ребёнка через игру

      – Мам, ну  давай  поиграем, ну  хоть  во  что-нибудь,  – хнычет  малыш. Конечно, уставшей  после  работы  маме, с  тоской  взирающей  на  кучу  неглаженого  белья  и  требующего  ужина  мужа, совсем  не  до  игр. И  к  тому  же  всегда  возникает  вопрос: а  играть-то  во  что?

     Традиционные  «в  дочки-матери», «в  магазин», «во  врача»  уже  порядком  надоели. Но  все  же  не  спешите  включать  ребенку  очередные  мультики – даже  готовя  ужин, можно  предложить  ребенку  множество  интересных  развивающих  игр, равно  как  и  любое  занятие  можно  превратить  в  игру.

     Например, Вы  режете  колбасу  для  бутербродов – в  зависимости  от  Ваших  пристрастий  в  большинстве  случаев  кусочки  будут  либо  круглые, либо  овальные. Этого  достаточно  для  того, чтобы  напомнить  ребенку  об  основных  геометрических  фигурах. Не  поленитесь – сделайте  колбасные  квадратики, треугольники, многогранники, трапеции. А  потом  все  вместе  съешьте  «геометрические»  бутерброды.

     Опять  же  Вы  суетитесь  на  кухне, а  малыш  хнычет, что  ему  скучно. Предложите  ему  придумать  ответы  на  такие  вопросы: «Что  может  быть  красным?» (чашка, цветочек, шарик, тапочки  и  т.д.), «Что  бывает  круглым?»  Если  ребенок  затрудняется  назвать  5–7  предметов, называйте  их  вместе  с  ним  по  очереди. Один  пример  Вы, другой – он. Затем  задачу  усложните, задав  более  сложные  вопросы  типа: «Кто  бывает  большой  и  смелый?» (папа, лев), «Что   (или  кто?) может  быть  белым  и  пушистым?» (котенок, шарфик). И, наконец, самое  сложное  задание – попросите  малыша  придумать  предмет, подходящий  под  определение:  «Что  бывает  белым, мягким, вкусным?» (хлеб).

     Если  Вы  хотите, чтобы  у  ребенка  была  хорошая  фантазия, можно  потренировать  ее  следующим  образом. Для  этого, правда, Вам  придется  отложить  утюг  или  кастрюлю  и  взяться  за  карандаш. Даже  если  Вы  не  обладаете  особыми  художественными  талантами, все  равно  в  состоянии  нарисовать  домик. Вот  и  нарисуйте  три  домика. У  каждого  есть  труба, из  которой  идет  дым. Только  вот  дым  должен  быть  разным: у  первого  домика  дым  напоминает  грибочек, у  второго – сердечко, у  третьего – колокольчик. Если  уж  у  Вас  с  рисованием  совсем  плохо, постарайтесь  придать  дыму  очертания  геометрических  фигур, например  ромбика, кружочка, трапеции. Только  вот  старайтесь, чтобы  это  были  не  просто  фигуры, вылетающие  из  трубы, а  именно  дым, похожий  на  какую-то  фигуру. Важно, чтобы  ребенок  не  столько  увидел, сколько  дофантазировал, на  что  дым  похож.

     Следующее  упражнение, которое  прекрасно  развивает  внимательность,  мышление  и  фантазию, нравится  малышам  тем, что  оно  очень  веселое. Нарисуйте, пусть  даже  очень  схематично, картинку, в  которой  будет  масса  нелепейших  несоответствий. Причем  чем  более  нелепые  и  смешные, тем  веселее  будет  малышу  заниматься. Например, машину, у  которой  вместо  колес  коньки; дерево, на  котором  растут  конфеты; принцессу  в  бальном  платье  и  шапке-ушанке  на  голове. Попросите  ребенка  найти  все  эти  несоответствия  и  скажите, как  должно  было  быть  на  самом  деле.

     Возможен  и  другой  вариант. Нарисуйте  зверя, у  которого  голова  кошки, тело  крокодила  и  лисий  хвост. Предложите  малышу  определить, какому  зверю  что  принадлежит, а  заодно  придумайте  название  этому  чудовищу.

     Многим  детям  нравится  придумывать  какие-то  сюжеты  или  продолжения  сказок. Но  для  того  чтобы  этому  научиться, то  есть  развить  логику, установление  причинно-следственных  связей, можно  попробовать  такие  упражнения. Разделите  лист  бумаги  на  три  части. В  первой  нарисуйте  стол, на  котором  лежит  конфетка, и  собачку, которая  вожделенно  смотрит  на  нее. Вторая  часть  остается  незаполненной, а  вот  в  третьей  изобразите  пустой  стол  и  довольного  убегающего  пса. Предложите  малышу  рассказать (а  в  идеале – нарисовать)  то, что  должно  быть  на  незаполненной  части  листа.

     Сюжеты  таких  рисунков, как  Вы  понимаете, могут  быть  самыми  различными.

     Возьмите  за  правило  каждый  день  разгадывать  с  ребенком  по  две – три  загадки. И  обязательно  спрашивайте  у  него, почему  он  решил, что  отгадка  должна  быть  именно  такой.

     Обычно  дети  отдают  предпочтение  книгам  с  большим  количеством  иллюстраций. Прекрасно. Вы  сели  читать  ребенку  вечернюю  сказку. Обратите  внимание  на  картинки. Пусть  малыш  расскажет, что  он  видит  на  них, попробует  описать  платье  принцессы  или  доспехи  воина, какое  настроение  у  зайчика (грустный  он  или  веселый?)  и  на  основании  каких  признаков  он  сделал  такой  вывод (ушки  опущены, слезки  из  глаз  или  улыбается), воин  злой  или  добрый (брови  нахмурены, или, наоборот, он  улыбается).

     Очень  важно  малышам  тренировать  и  память. Зачастую  ребенок, в  3 – 5  лет  прекрасно  запоминающий  довольно  длинные  стихотворения, пойдя  в  школу, имеет  массу  проблем  из-за  того, что  не  успевает  сконцентрироваться, выбрать  наиболее  важную  информацию. Давайте  заранее  поможем  ему  справиться  с  этой  задачей. Итак, начиная  с  3 – 5  лет, можно  предлагать  детям  игры-упражнения  на  развитие  памяти  и  внимания. И  это  тоже  можно  сделать, например, на  кухне  или во  время  поездки  в  транспорте. Самое  простое  упражнение: выставите  на  стол  или  нарисуйте  на  листочках  (в  зависимости  от  ситуации)  7  различных  предметов. Причем  различаться  они  должны  по  форме  и  цвету. Это  могут  быть  красный  чайник, желтая  чашка, синяя  салфетка, коричневый  плюшевый  медведь  и  так  далее. Попросите  малыша  закрыть  глаза, поменяйте  предметы  местами  или  даже  уберите  один  из  них. Попросите  ребенка  определить, что  изменилось.

     Или  немного  другой  вариант. На  листе  бумаги  нарисуйте  5  разных  цветочков (4  по  углам, а  пятый – в  центре). На  другом  листе  нарисуйте  такие  же  цветы, но  не  раскрашивайте  их. Пусть  ребенок  хорошенько  посмотрит  на  разноцветный  рисунок, а  затем  по  памяти  раскрасит  вторую  картинку. Если  это  задание  окажется  для  него  слишком  сложным – упростите. Дайте  ребенку  посмотреть  на  красочный  рисунок, затем  уберите  и  спросите  малыша, на  каком  месте  был  какой  цветок (красный – в  центре, синий – в  правом  верхнем  углу, желтый – в  левом  нижнем  и  так  далее).

     Заданий  такого  типа  можно  придумать  великое  множество. Сделать  это  несложно, а  ребенок  в  игровой  форме  будет  тренировать  память  и  учиться  акцентировать  внимание  на  ключевых  моментах.

     Кстати, зачастую  достаточно  во  время  прогулки  обращать  внимание  ребенка  на  то, какие  цветы  растут  на  клумбе, какого  цвета  шапочка  у  его  друга.

     Очень  важно  помнить, что  ребенок  в  дошкольном возрасте  малыш  учится  через  игру, а  вот  спустя  несколько  лет  привить  все  эти  навыки  будет  значительно  сложнее  и  для  Вас, и  для  него.