Персональный сайт Бакулиной Татьяны Александровны - Самостоятельность ребенка в возрасте 3-4 лет

Самостоятельность ребёнка в возрасте 3-4 лет

     Самостоятельность - очень важное качество, которое пригодится ребенку на протяжении всей жизни. Поэтому очень важно уделить развитию этого навыка особое внимание. Ведь от уровня самостоятельности ребенка будет зависеть то, насколько полноценно он сможет адаптироваться к различным житейским ситуациям. Самостоятельность поможет уже выросшему человеку на всем его жизненном пути, будет способствовать  достижению целей.

     Когда ребенок дошкольного возраста начинает помогать взрослым, он чувствует ответственность за свои действия, где-то даже гордится оказанным ему доверием, старается сделать все хорошо, чтобы его похвалили - он действительно старается помочь. Длится период такой наивной помощи до тех пор, пока взрослые не отобьют эту охоту своими запретами, либо пока ребенок сам не начнет понимать, что его помощь никому не нужна. Обычно замотанная на работе мама говорит: «Не надо, отойди, я сама лучше все сделаю, ты только все испортишь» и тому подобные фразы. Такие слова могут напрочь отбить любое желание у малыша помогать. Ну а когда ребенок вырастает, родители начинают думать: «И вот в кого такой лентяй уродился, никакой помощи не дождешься». А ведь все идет из детства.

     Самостоятельность ребенка дошкольного возраста — это комплекс нескольких важнейших умений. Что это за умения:

• Действия по собственной инициативе, без посторонней подсказки и контроля.

• Выполнение повседневных дел без помощи взрослых и их контроля.

• Осознанные адекватные действия в различных бытовых ситуациях, полностью соответствующие сложившимся обстоятельствам.

• Быстрая адаптация к новым условиям.

• Самоконтроль и элементарный анализ своих действий и действий окружающих. Но первоначально — своих.

• Умение переносить то, что уже известно, в новые условия и успешно применять эти знания.

     Какие качества отравляют жизнь детям, которых родители вовремя не приучили к самостоятельности :

• Инфантильность. Ребенок вырастает болезненно привязанным к родителям, боясь без них ступить и шаг.

• Нерешительность. Ребенок не может понять, куда ему двигаться во взрослой жизни, чем заняться и что делать.

• Тревожность. Ребенок боится всего. Когда ему еще мало лет, он боится сказочных, вымышленных персонажей, а став взрослым, боится и реальных вещей, но которые с ним, возможно, никогда и не случатся, а он боится все равно. Тревожность здорово отравляет жизнь человека, приводит к депрессиям, проблемам, нервным срывам.

   Что может сделать ребенок 3-4 лет самостоятельно:

• Убрать свои игрушки. Это занятие должно стать ритуальным перед сном.

• Сложить аккуратно свои вещи. То есть перед сном не бросать свою одежду как попало, а по мере возможности аккуратно развесить на спинке стула или сложить. Это вполне под силу ребенку дошкольного возраста, даже трехлетнему. Понятно, что одежда не будет напоминать идеально сложенные рубашки и платьица из магазина, этого и не требуется. Со временем у него будет получаться все лучше. Сейчас главное — привить сам навык, на это направлено все воспитание.

• Ребенок трех лет уже должен знать четко, что после определенных вечерних ритуалов, таких как чистка зубов, умывание — он идет спать. Сам. Если родители смогут привить эту привычку своему ребенку, это здорово облегчит их жизнь. Да и самому ребенку будет проще.

• Ребенок должен сам одеваться. Но если требуется помочь застегнуть сложную застежку, то, конечно, это нужно сделать родителям.

• Ест малыш в три года полностью самостоятельно. Сам держит ложку, чашку.

• Самостоятельно ходит на горшок. Если ему до сих пор требуется помощь в этом вопросе, есть повод задуматься, правильно ли идет его развитие.

• Ребенок уже может полить растения. Можете даже выделить ребенку его «собственный» цветок, за которым он будет ухаживать, выращивать и отвечать за него. Ребенок будет очень гордиться оказанным ему доверием и, конечно, будет стараться оправдать его.

• Если дома есть животные, ребенок может их кормить.

• Малыш может помочь расставить тарелки перед едой. Желательно не давать ему легко бьющуюся, тонкую посуду. Не стоит доверять ему, конечно, и вилки и ножи, но ложки он тоже вполне может разложить по местам.

• Ребенок дошкольного возраста должен уже знать свои некоторые обязанности. Это, к примеру, то, что он должен бережно относиться к своим игрушкам, стараться выполнять поручения взрослых хорошо, не шуметь, когда нельзя этого делать, стараться помогать родителям и старшим и т. д.

     Уже доказано, что самостоятельные дети хорошо учатся и выполняют школьные поручения и обязанности, и им также приходится гораздо проще во взрослой жизни, так как они умеют решать свои проблемы. Некоторые полезные советы:

• Помогайте ребенку только тогда, когда он сам этого попросит или когда этого требуют обстоятельства. Не нужно лезть к нему с помощью, если он и сам сможет, немного подумав, разобраться. Этим он нарабатывает собственный опыт и набивает собственные шишки — необходимое условие, обеспечивающее полноценное развитие личности.

• Не старайтесь полностью оградить ребенка дошкольного возраста от проблем, поместив его в какой-то стеклянный купол. Помните, что после окончания школы ему придется нос к носу столкнуться с невыдуманным, настоящим миром. Пусть с маленького возраста приучается нести ответственность за свои поступки. Но ругать и уж тем более наказывать битьем детей, конечно, не нужно. Перед страхом физических наказаний и крика родителей ребенок может просто начать бездумно выполнять определенные положенные действия, его развитие как личности затормозится.

• Обязательно поддерживайте любую положительную инициативу ребенка, поощряйте его в стремлении стать самостоятельным. Это же прямая выгода не только для детей, но и для их родителей. С самостоятельным человеком, отвечающим за свои действия, будет гораздо проще разговаривать и взаимодействовать, когда он уже вырастет.

• Демонстрируйте на собственном примере, как правильно выполнять те или иные действия. Несколько раз проконтролировав детей, затем уже можно доверить им сделать это действие полностью самостоятельно. Так постепенно прививается навык. Например, умывание или чистка зубов, сбор игрушек и т.д.

• Обязательно объясняйте, почему нужно поступать именно так, а не по-другому. Например, почему нужно вечером сложить игрушки. Может, их вовсе и не нужно складывать, пусть валяются, а все будут ходить и на них наступать, запинаться и падать. Ребенок с самых ранних лет должен понимать полезность своих же действий. В этом случае он будет считать нужным выполнять эти действия.

• Имейте в виду, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Поэтому и приучать его к самостоятельности лучше в игровой форме. Так дело пойдет гораздо быстрее, эффективнее и продуктивнее.

• Важно, чтобы ваши просьбы сделать что-либо были понятны для детей и чтобы они считали их нужными и целесообразными.

• Формулируйте просьбы конкретно, не пускаясь в философские и нравоучительные размышления. Конкретная просьба с конкретным же обоснованием — почему это важно сделать — будет гораздо понятнее ребенку, особенно если ему еще совсем немного лет.

• Поощряйте настойчивость в достижении результата. Если малыш привыкнет при первой трудности все бросать, вряд ли это качество пригодится ему в жизни. Скорее, наоборот, помешает. Направляйте его: пусть убирает игрушки до самого последнего винтика, который закатился под кровать. Умение достигать своей цели во что бы то ни стало — наиценнейший подарок, который вы вообще можете сделать своему малышу. Никакие игрушки не сравнятся.

• Не отказывайтесь, когда малыш предлагает помощь. Понятно, что сама мама все может сделать гораздо быстрее, чище и эффективнее. Но если ребенок дошкольного возраста «ползет», «мешает» и «пристает», то не прогоняйте его, а лучше покажите ему какое-нибудь простое действие, которым он сможет заняться и скажите, что он Вам очень помогает. Дайте ему в руку тряпочку или губку — пусть сидит и протирает пыль с кружки или чистит что-нибудь. Ребенок занят и приносит пользу, и Вы сможете делать свои дела. А после того, как уборка закончена, не забудьте сказать малышу, что он очень Вам помог Это просто окрылит ребенка, он будет стремиться к дальнейшим свершениям и к еще большей самостоятельности. 

 • Важно понять, что, предоставляя ребенку определенную свободу и право выбора, тем самым Вы работаете на развитие его самостоятельности. Поэтому поменьше категоричности и приказного тона. В некоторых вопросах ребенок может разобраться и сам. Например, какую кашу есть ему на завтрак или в носках какого цвета он хочет идти в детский сад. Уж тут-то можно давать ребенку возможность самому выбрать — от этого точно не зависит ни его жизнь, ни здоровье. А с таких мелочей и начинается дальнейшее приучение к самостоятельному решению более важных вопросов.

     Помните, что только самостоятельный ребенок сможет в будущем стать успешным взрослым.