Персональный сайт Бакулиной Татьяны Александровны - Значение игровой деятельности в жизни дошкольника. Основные виды игр

Значение игровой деятельности в жизни дошкольника.

Основные виды игр

 

Форма социализации ребёнка, которая направляет его физический, психологический и интеллектуальный рост, помогает раскрыть творческие способности и формирует нравственные ориентиры, называется игровой деятельностью.

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».    В. А. Сухомлинский

     Известно, что игра относится к числу специфически детских видов деятельности и является ведущей в дошкольном возрасте. По определению Д.Б. Эльконина, в ней происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности дошкольника, игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новой ведущей деятельности.

     В отечественной психологии и педагогике бесспорным является тот факт, что именно игровая деятельность обладает исключительными возможностями для развития личности дошкольника. Исследования Г.Г. Кравцова, Л.А. Кожариной показали, что игра обеспечивает становление и развитие важнейших личностных достижений дошкольника: воли и произвольности, проявляющихся не в традиционном послушании и следовании ребенка указаниям взрослых, расторможенности, вседозволенности, а в сознательном подчинении ребенком своих действий и поступков правилу. Характерные особенности различных видов игр: наличие роли, правил, взаимосвязанных с сюжетом, создают благоприятные возможности для овладения дошкольником средствами управления своим поведением, что позволяет ему освободиться от влияния наличной ситуации, уменьшить роль взрослых в регуляции поведения. «Правило, соотнесенное с ролью, - подчеркивает Д.Б. Эльконин, - осознается ребенком значительно легче, чем правило неигровой деятельности, адресованное непосредственно самому ребенку».  По утверждению А. Н. Леонтьева, овладеть правилом, значит, овладеть своим поведением. Выделение и осознание правил в играх с правилами говорит о том, что у ребенка к старшему дошкольному возрасту появляются новые формы самоконтроля.

     Социальная природа детской игры обуславливает формирование целого комплекса «качеств общественности», социальных механизмов общения, взаимодействия, сотрудничества, лежащих в основе культуры взаимоотношений детей. В процессе совместных игр дошкольники учатся уступать любимую роль ради воплощения общего замысла игры, в приемлемой форме обсуждать ее содержание, способы осуществления, ориентируясь на настроение, личные особенности партнеров, доказывать свою позицию, добиваться, чтобы быть понятым. Все это способствует не только развитию самосознания, формированию представлений о собственном «Я», но и воспитанию свободной, терпимой неагрессивной личности, умеющей сосуществовать в диалоге с другими.

     Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнка, он будет вялым, плохо развиваться, если его решили увлекательной игры. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.

 

Основные виды игр

Предметные игры – свойственны детям младшего возраста. Представляют собой манипуляции с предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

Сюжетно-отобразительные игры – изображение действия с предметом (чашка – пить, коляска – возить куклу), подражание действиям взрослого (папа – чинит, мама – кормит).

Подражательно-имитационные игры – сюда относятся, например, пальчиковые игры, а также игры с определённой последовательностью действий (например, игра «Стирка»).

Сюжетно-ролевые игры – ребенок в такой игре берет роль, соответствующую сюжету игры (свойственны детям всех возрастов, кроме раннего возраста) с различными преобладаниями в разном возрасте тех или иных компонентов (роли, сюжета, правилами).

Музыкально-ритмические игры – игровые действия, движения дети выполняют под музыку.

Игры с музыкальными инструментами.

Дидактические игры – эти игры предлагает взрослый, и применяются они для конкретных задач обучения и развития ребёнка.

Строительно-конструктивные игры – для них может использоваться не только традиционный строительный материал (кубики, конструктор), но и природный материал (глина, песок, снег, камешки, шишки и т.п.)

Подвижные игры – спортивные игры, упражнения. Для малышей простой сюжет («У медведя во бору», «Волк и заяц»),  у старших детей – игры с более выраженными правилами.

Игры-драматизации – игры по сюжетам литературных произведений, например, какой-то сказки.

  Игры с правилами – свойственны для детей шести - семи лет. Содержанием этих игр является подчинение правилам общественного поведения и отношений между людьми.

   Игры на сплочение – используются в детском коллективе для создания благоприятной психологической  атмосферы, дружеских взаимоотношений детей.