Персональный сайт Бакулиной Татьяны Александровны - ЗПРР

                                Задержка психо-речевого развития (ЗПРР)


      ЗПРР – задержка психо-речевого развития на резидуально-органической основе.

      Многих родителей волнует вопрос :

      "Почему дети отстают в развитии? Как выявить ЗПРР и чем лечить?"

     Когда ребенок должен начать говорить?

      * В 1 год ребенок должен произносить до 10 облегченных слов и знать названия нескольких предметов.
   * В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов.
     * В 2 с половиной года ребенок должен строить простые предложения, задавать вопросы "где?", "куда?".
     * В 3 года ребенок должен говорить предложениями ,объединенными по смыслу ( появление связной речи).


      Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?

      Если ребенок в 2,5-3  года не говорит фразами - это замедление темпов речевого развития.
      Если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите - срочно обратитесь к специалистам!


      В чем же причина задержки речевого и психического развития?

      1. Повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия) - очень распространенное и коварное заболевание, часто затаившись на некоторое время, вдруг обостряется и вызывает у ребенка новые проявления болезни, в том числе ЗПРР.
      2. Родовая травма - чаще всего так называют повреждение головного мозга в результате тяжело протекающих родов (преждевременные, стремительные, с обвитием пуповины вокруг шеи и т.д.).
      3. Перинатальная патология ЦНС - в эту группу объединяют повреждение головного мозга различными факторами, начиная от внутриутробной инфекции и угрозы прерывания беременности, заканчивая недостатком кислорода до и во время родов.


      Помощь каких специалистов может понадобиться ребенку с задержкой речи?

      1. Дефектологи - занятия можно начинать с 2х лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику.
      2. Учителя-логопеды - помогают развивать у ребёнка артикуляционную моторику, осуществляют постановку отсутствующих звуков и их автоматизацию, развивают лексико –грамматический строй речи, развивают фонематические процессы, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ. Большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет.
      3. Неврологи, психоневрологи - лечат неврологическую патологию, которая привела к задержке речевого развития.

 


      Самая распространенная ошибка:

     К сожалению, многие родители считают, что задержку развития "лечат" логопеды, но логопеды - это фактически учителя. Они проводят коррекционно-логопедическую работу: учат, развивают, воспитывают (работают  над звукопроизношением, лексико-грамматическим строем, связной речью и т.д).  Именно поэтому большинство логопедов ждут сознательного возраста (4-5 лет) и лишь потом начинают заниматься с ребенком.

     А лечит – врач психоневролог! И за помощью к нему обращаться нужно сразу же, как будет замечено отставание в развитии ребёнка!

      Какие существуют методы лечения задержки речевого развития (ЗПРР)?

      Лекарственная терапия - среди препаратов которые применяются для лечения ЗПРР есть и те, которые являются "активным питанием" и "строительным материалом" для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты "подхлестывающие" деятельность речевых зон (когитум). Все назнаначения делаются только врачом-неврологом!!!

      Электрорефлексотерапия - позволяет выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Высокая эффективность электрорефлексотерапии связана с дополнительным лечебным воздействием на гидроцефалию - основную причину задержки речевого развития (ЗПРР).

      Для лечения задержки психо-речевого развития оптимальным является комплекс данных процедур и, безусловно, занятия с дефектологами, психологами и логопедами.