Задержка психо-речевого развития (ЗПРР)
ЗПРР – задержка психо-речевого развития на резидуально-органической основе.
Многих родителей волнует вопрос :
"Почему дети отстают в развитии? Как выявить ЗПРР и чем лечить?"
Когда ребенок должен начать говорить?
* В 1 год ребенок должен произносить до 10 облегченных слов и знать названия нескольких предметов.
* В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов.
* В 2 с половиной года ребенок должен строить простые предложения, задавать вопросы "где?", "куда?".
* В 3 года ребенок должен говорить предложениями ,объединенными по смыслу ( появление связной речи).
Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?
Если ребенок в 2,5-3 года не говорит фразами - это замедление темпов речевого развития.
Если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите - срочно обратитесь к специалистам!
В чем же причина задержки речевого и психического развития?
1. Повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия) - очень распространенное и коварное заболевание, часто затаившись на некоторое время, вдруг обостряется и вызывает у ребенка новые проявления болезни, в том числе ЗПРР.
2. Родовая травма - чаще всего так называют повреждение головного мозга в результате тяжело протекающих родов (преждевременные, стремительные, с обвитием пуповины вокруг шеи и т.д.).
3. Перинатальная патология ЦНС - в эту группу объединяют повреждение головного мозга различными факторами, начиная от внутриутробной инфекции и угрозы прерывания беременности, заканчивая недостатком кислорода до и во время родов.
Помощь каких специалистов может понадобиться ребенку с задержкой речи?
1. Дефектологи - занятия можно начинать с 2х лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику.
2. Учителя-логопеды - помогают развивать у ребёнка артикуляционную моторику, осуществляют постановку отсутствующих звуков и их автоматизацию, развивают лексико –грамматический строй речи, развивают фонематические процессы, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ. Большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет.
3. Неврологи, психоневрологи - лечат неврологическую патологию, которая привела к задержке речевого развития.
Самая распространенная ошибка:
К сожалению, многие родители считают, что задержку развития "лечат" логопеды, но логопеды - это фактически учителя. Они проводят коррекционно-логопедическую работу: учат, развивают, воспитывают (работают над звукопроизношением, лексико-грамматическим строем, связной речью и т.д). Именно поэтому большинство логопедов ждут сознательного возраста (4-5 лет) и лишь потом начинают заниматься с ребенком.
А лечит – врач психоневролог! И за помощью к нему обращаться нужно сразу же, как будет замечено отставание в развитии ребёнка!
Какие существуют методы лечения задержки речевого развития (ЗПРР)?
Лекарственная терапия - среди препаратов которые применяются для лечения ЗПРР есть и те, которые являются "активным питанием" и "строительным материалом" для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты "подхлестывающие" деятельность речевых зон (когитум). Все назнаначения делаются только врачом-неврологом!!!
Электрорефлексотерапия - позволяет выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Высокая эффективность электрорефлексотерапии связана с дополнительным лечебным воздействием на гидроцефалию - основную причину задержки речевого развития (ЗПРР).
Для лечения задержки психо-речевого развития оптимальным является комплекс данных процедур и, безусловно, занятия с дефектологами, психологами и логопедами.